Макуни Борис Михайлович - известнейший Московский селекционер.
Ссылка на каталог сортов селекционера.
Отечественная селекция началась еще в бывшем СССР. Борис Михайлович - корифей отечественной селекции сенполий, начал заниматься селекцией в 1962 г. практически с нуля. В то время получение розовой или белой фиалки считалось уже достижением, крупные и фантазийно окрашенные цветки – большой редкостью.
Стали появляться новые сорта, выведенные Борисом Михайловичем и Татьяной Николаевной Макуни, например «Натали» – первый бахромчатый махровый сорт. За ним во множестве последовали и другие великолепные гибриды, часто похожие на произведения искусства. Шедевром 1970-х гг. признали «Фаворит» – большие, асимметричной формы двухколерные звезды: сиреневые, переходящие в насыщенно-лиловые.
«Звездным часом» для супругов Макуни стали 1980-е гг. В это время плодотворно работали многие любители фиалок, однако пальма первенства по праву принадлежала Макуни. В.А. Михеев в своей книге «Сенполии» подчеркивает, что многолетняя селекционная работа в сочетании со скрупулезной системой записи результатов позволила им как выявить определенные перспективные линии скрещивания, так и научиться избегать гибридизационных «тупиков». Макунинские сенполии уже тогда впечатляли даже обладавших высокой культурой цветоводства японцев – в Стране восходящего солнца российские фиалки показывали на специально организованных выставках.
Борис Михайлович творил в двухкомнатной квартире, где жили помимо него, его жена и двое сыновей. А ведь после скрещивания только одной пары сенполий и высевания полученных семян прорастает тысячи сеянцев, которые нужно довести до цветения и отобрать из них всего один-два достойных экземпляра, а возможно и не отобрать совсем. Для этого требуется очень много места, тем более что на скрещивании одной пары селекционер не останавливается. В 1964 году, когда Макуни мучительно создавали своего первенца – бледно-сиреневую красавицу "Алёнушку", Борис Михайлович понял, что селекционеру необходимо быть жестоким: из 500 сеянцев получалась одна новая селекционная фиалка!
В творческом союзе супругов Макуни Борис Михайлович, инженер-физик по образованию, был ведущим. Он – генератор идей, а Татьяна Николаевна занималась посевом, пикировкой, выращиванием сеянцев. Очень тщательно супруги обдумывали свои сорта, разрабатывали их. Так появились их знаменитые голубая и розовая серии. Голубая серия – сорта "Лель", "Песня Солвейг", "Голубой восторг". Розовая серия – "Конфетка" , "Зима улыбается", "Розовая сказка", "Ваше величество", "Чудотворная". Большинство макунинских названий интересные и запоминающиеся, например - "Памяти Академика Вавилова", "Галина Уланова", "Гранатовый Браслет", "Бегущая по волнам", "Хозяйка Медной Горы", "Морская Душа", "Веселая Марганцовка", "Кот Леопольд", "Волшебный Снег", "Ах, Настасья", "Праздничный Салют", "Хрустальный шарик", "Президент" , "Прелестная тёща", "Вечерний Перезвон", "Весенняя Капель", "Бляха-Муха", "Мюллер", "Никому не Дам"
... потом появился сорт с грустным и всё объясняющим названием - "Памяти Тани Макуни"... помошницы не стало...
Борис Михайлович покинул нас 4 июня 2002 г., оставив на память потрясающие неповторимые сорта - гордость отечественной селекции!
Супруги Макуни считали, что фиалки – как люди, и каждый цветок, как и каждый человек, индивидуален, имеет свой характер. Они были убеждены, что с растением нужно разговаривать, поощрять его, и оно ответит на внимание щедрым цветением. Они твердо верили, что растение всё понимает. И словно в подтверждение этого произошло невероятное: на 40-й день после кончины Бориса Михайловича на полке с сеянцами его последней селекции раскрылись огромные, удивительно красивые красные цветки! Это было похоже на прощальный салют...
Материал из статьи "Гордость отечественной селекции" Р.А.ЧАУРИНА 2008г.----------------------------------------------------------------------------------------
Газета «Семья» № 16/1996Тайна семьи Макуни.У каждой семьи непременно должна быть своя легенда, свой романтический сюжет, вера и испытание. Свое понимание счастья и смысла жизни на земле и, конечно же, тайна. В семье Татьяны Николаевны и Бориса Михайловича Макуни всего этого в избытке.Японцы называют фиалки душой весны. Итальянцы убеждены, что мужчина, ни разу не подаривший никому букетика фиалок, никогда не любил. Для всех народов мира фиалки давно уже стали символом весны, а значит, радости и нежности. Существует немало разновидностей фиалок. Однако известные селекционеры, супруги Макуни убеждены: истинные фиалки именно сенполии, разведению и совершенствованию которых они отдали тридцать с лишним лет, и покорили своими новыми сортами Россию и Европу.
В свою симпатичную трёхкомнатную квартиру в Ясенево супруги, в прошлом жители московского центра, сумели перенести непередаваемое настроение и неповторимое обаяние старого арбатского быта, хотя ни старинной живописи, ни предметов антиквариата здесь нет. А есть тот особый дух гостеприимства, открытости, душевной щедрости, которые в одночасье делают незнакомых людей близкими, самое скромное чаепитие – роскошным застольем, а обычную беседу – значительной и увлекательной. Но главное здесь, конечно же, фиалки. Те самые, знаменитые сенполии, селекцией которых вот уже почти тридцать пять лет занимаются супруги Макуни, считаясь лучшими специалистами на всей территории бывшего Союза. Они приобрели заслуженную известность в Японии и Америке, Германии и Англии.
…В день нашего приезда стояла отвратительная погода, совершенно не совместимая с представлениями нормального человека о весне. А здесь, о чудо, все уже дышало победоносным веселым апрелем, после которого зиме ходу нет. В светлой комнате на огромных, сделанных по эскизам хозяина стеллажах, под лампами дневного света жили сотни разноцветных фиалок в маленьких аккуратных горшочках. Сенполии нравятся многим, и мне приходилось уже видеть на рынках и в домах эти цветы. Но конечно же, ни в какое сравнение не шли они с великолепными породистыми «аристократками» Макуни. Большинство этих новых сортов, а всего за свою жизнь Макуни вывели их более 80, уникальны. И поражают необычной формой, удивительной яркостью и расцветкой. У каждой есть имя.За все время занятий сенполиями Татьяна Николаевна, Борис Михайлович и их сыновья – Антон и Денис придумали множество имен новым сортам фиалок. Они очень красивы. Есть у них «Заветная Мечта», «Абба», «Лебединый Полет», «Олеся», «Мяуньки», «Баронесса», «Весенняя Улыбка». Есть словно периоды творчества Пабло Пикассо, серии – темно-фиолетовая, вишнево-малиновая…
Сенполии давно уже переросли категорию «хоббизма» в этой семье. Это уже настоящее творчество, наука, кропотливый, ответственный труд, хотя и бесконечно радостный. Это и постоянное общение с любимыми друзьями, изучение нрава, повадок и влияния этих прекрасных существ на человека. Для супругов Макуни их сенполии такие же живые, чувствующие и думающие существа, как любимая кошка Алиса (которая тоже с фиалками общается) или синицы за окном, которых они всю зиму подкармливают. Сенполии создают непередаваемое настроение у гостей и хозяев, не дают отчаиваться, скучать, впадать в уныние. Если настроение у Татьяны Николаевны скверное, она спешит к стеллажам с горшочками, к своим девочкам!
Сенполии не терпят злых и алчных людей. Есть дома, где они никогда не приживутся, какой бы комфорт и уход ни гарантировали им новые владельцы. Их не обманешь, они чувствуют душу человека. Но особенно они не терпят корыстолюбия.
- Однажды, много лет назад, мы находились как-то в стесненном материальном положении. Денег взять ну совершенно неоткуда было, - вспоминает Татьяна Николаевна. – В эти дни как раз и зацвела у нас новая сенполия, редчайшая красавица, над выведением которой мы бились долгое время. Приходит в гости мама, смотрит на нашу чудесную девочку и говорит как бы в шутку: «надо вам ее поскорее загнать и рассчитаться с долгами». Мы даже внимания не обратили внимания на эти слова. Но фиалка все слышала. И на следующее утро…погибла. Не захотела жить с нами. Но это был первый и единственный случай, потому что наживателями и корыстолюбцами Макуни назвать невозможно. Они как раз полная и решительная противоположность этим понятиям. И противоположность счастливая. Поэтому так прекрасны и победоносно веселы их фиалки.
- Мы не раз замечали, как чутко реагируют растения на моральный климат в семье, чуть-чуть поссоришься с мужем и смотришь: фиалки как-то поникли, словно испугались ссоры родителей. Они сами очень благодарные и готовы в любой момент подпитать и зарядить вас. Но и сами требуют нежности и стабильного расположения духа, - рассказывает Татьяна Николаевна. Но все эти секреты супруги Макуни постигли не в один месяц, год, десятилетие. Это была долгая трудная дорога, по которой им еще идти и идти.
Но откуда эта безудержная любовь к природе, цветам? Почему они выбрали именно сенполии? Был ли это дальний голос крови их итальянского предка, чудом попавшего в Россию? Или предопределение?
Здесь самое время обратиться к семейной легенде.
…Вьюжным холодным ноябрем 1812 года остатки разбитой армии Наполеона бесславно покидали Россию. Молодой итальянский солдат, обмороженный и продрогший, еле-еле тащился по заснеженной старой Смоленской дороге, проклиная свою наивность и жадность, приведшие его в эти бескрайние чужие просторы. Бог сжалился над несчастным, когда тот замертво свалился в сугроб. Не прошло и часа, как над ним склонилась молодая статная крестьянка из близлежащей деревни. И вскоре он уже лежал в теплой избе на печи. А крестьянка любовалась непривычной красотой незнакомца. Барин позволил им обвенчаться. Итальянский гость оказался человеком образованным и приветливым. И стал преподавать в местной школе. Смоленщина стала родовым гнездом для новых Макуни…Итальянский цветок пустил корни в российскую землю. У этой древней легенды были документальные подтверждения, которые род Макуни тщательно хранил вплоть до тридцатых годов нашего века, когда отец Бориса Михайловича Михаил Антонович Макуни, принимая во внимание текущую политическую обстановку, посчитал благоразумным уничтожить свидетельство своего иностранного происхождения. Это могло обернуться обвинениями в космополитизме, шпионаже в пользу фашистской Италии и еще какой-нибудь обескураживающей чушью. Закончиться она могла тем не менее в ГУЛАГе. И Макуни решили не рисковать. Документов не стало. Но память о своем необычном генеалогическом древе в семье хранят бережно. Не потому ли старшего своего сына Макуни назвали в честь деда Антоном…
Борис Михайлович более сорока лет проработал в Институте ядерной физики Академии наук. Это не самым лучшим образом сказалось на его здоровье. Ничего, кроме благодарностей, не имел. Еще бы, изобретательный ум, золотые руки. За отличную работу получил он теперь пенсию – триста тысяч с копейками. Татьяна Николаевна работала художником по вышивке женского костюма. Ее труд потянул на пенсию в целых двести тысяч рублей. Но они не печалятся, потому что никогда в своей жизни шибко зажиточными не были. И знают, что это действительно далеко не главное. Любопытно, что из занятие сенполиями началось тоже от…бедности. И еще благодаря изобретательности Бориса Михайловича, все время напоминавшего мне чудесного слесаря Гошу из ностальгической киноленты «Москва слезам не верит», который один трёх академиков стоил.
Так вот однажды, проработав в своем родном институте восемнадцать лет, к какому-то славному пролетарскому празднику получил Б. Макуни огромную премию за ударный труд. Целых двадцать рублей! Захотелось ему сделать жене романтический подарок. Пошел в комиссионный магазин «Цветы» и купил там незнакомый раньше чудесный голубой цветок в горшочке: узамбарскую фиалку, поразившись при этом высокой стоимости подарка: три рубля. А все, не задумываясь, покупают! Но дело было не в цене: Борис Михайлович чужд расчетам и прагматизму. Задело другое: вот ведь кто-то, не волшебник, не о двух головах, сам выращивает такое чудо. Вот так случилось, что сенполия сама выбрала Бориса Макуни… Татьяне Николаевне узамбарка тоже очень понравилась, и решили супруги разузнать про очаровательную незнакомку побольше.
Вырастить сенполию – дело, на первый взгляд, не хитрое. Надо отрезать сильный и здоровый лист, опустить в дистиллированную воду, сделать подсветку и спустя некоторое время, когда появятся корешки, посадить. Схема конечно примитивная, но именно так все и начинают. У них -получилось. Растения пошли очень хорошо. И спустя некоторое время Макуни впервые отнесли на Черемушкинский рынок свой «товар». В те времена продажа цветка, даже выращенного своими собственными руками, воспринималось нами как нечто унизительное. По этому случаю Борис Михайлович надел на себя старую телогрейку, чтоб не узнали. Они очень быстро продали двадцать своих красавиц за огромную сумму – тридцать пять рублей. Купили вкусной телятины и зелени на обед и отпраздновали вместе с сыновьями.
Но не подумайте, что выращивание и тем более селекция сенполий проста и укладывается в классическую формулу «товар - деньги – товар». Семена сенполий – словно пыль. Отбор – самый тщательный. Через восемь-десять месяцев из самых лучших саженцев Макуни отбирали в свою коллекцию не более пяти штук! Остальные щедро дарили. Коллегам, соседям, знакомым. Зная целительную силу цветов, отдавали в аптеки и больницы, просто чтобы люди радовались.
Интересный факт. Их младший сын, Денис Макуни, тоже взращенный на сенполиях, талантливый художник, по-настоящему любящий и чувствующий природу, умеющий сохранить ее живой и меняющейся на своих пейзажах. Некоторые свои картины Денис дарил знакомым врачам для их больниц. А те замечали, что больные, смотрящие на эти пейзажи, чувствуют себя значительно лучше, быстрее выздоравливают. Так целая очередь образовалась. Люди были готовы заплатить сотни тысяч рублей, чтобы просто полежать или посидеть под живительным полотном, написанным бескорыстно и любовно.
…Уже тогда, в далеком 1964 году, когда Макуни мучительно создавали своего первенца – бледно-сиреневую красавицу «Алёнушку», Борис Михайлович понял, что селекционеру необходимо быть жестоким: из 500 сеянцев получалась одна новая селекционная фиалка! Они продвигались на ощупь. Заводили новые знакомства, входили в среду цветоводов. Рынок был в то время для них школой и клубом. Это сейчас о селекционерах Макуни прекрасно знают в Европе и Японии. Японский журнал «Цветоводство» с подачи знаменитой коллекционерши сенполий, миллионерши, госпожи Каваками, собирающей по всему миру новые сорта, опубликовал фотографии их замечательных сортов «Волшебный Снег» и «Величавый». А уж японцы, считающие фиалку королевой интерьера, в сенполиях толк знают! Но главное, чего удалось им достичь, это не всеобщая известность, не многочисленные письма от любителей-цветоводов, на которые они охотно отвечают, и даже не тот удивительный комфорт, который цветы создали в их доме, и не то, что у них прекрасные сыновья и замечательная внучка Наташа. Макуни удалось проникнуть в душу фиалок. Они способны по листу цветка, увиденного где-нибудь на выставке, определить кто его хозяин, хорошо ли живется этой сенполии, где она стоит, как себя чувствует. Это касается даже цветов, привезенных из разных стран мира. Они стали свидетелями настоящих чудес. Например, появление желтых и красных сенполий. А ведь считалось, таких цветов сенполия физически не может иметь по своим биологическим особенностям! Удалось им вывести почти черную уникальную сенполию «Багира». Ну а самый лучший сорт для Бориса Михайловича тот, который он еще создаст. Фиалки стали счастьем их жизни. И им они щедро, не задумываясь, делились с другими людьми. Сколько больных вылечили от инфаркта подаренные ими красавицы! Это умение делиться своей радостью с другими и есть «тайна семьи Макуни». На вид очень простая, но невероятно сложная в реализации.
…Можно, проснувшись утром, подойти к своему старому, замызганному холодильнику и с отвращением заглянуть в его зияющие пустоты, испортив себе этим настроение на весь день. А можно тем же утром с куском черного хлеба и кружкой чая поспешить к любимым цветам и наслаждаться их весенней прелестью.
Каждый выбирает свое.
Ксения Авдеева
Фото Дмитрия Феклисова.